С начала 2024 года аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области рассматривается обращение от организации, направленное на анализ правомерности действий Центральной акцизной таможни.
В ходе рассмотрения обращения заявителя были изучены предоставленные материалы, согласно которым Центральная акцизная таможня предъявила к предпринимателю уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенных транспортных средств и пени за просрочку уплаты утилизационного сбора. В последующем таможенный орган обратился в Арбитражный суд Калининградской области с иском к предпринимателю с аналогичными требованиями.
Основным видом деятельности заявителя является производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства. В 2024 году компания приобрела и ввезла на территорию области товар — квадрициклы.
Таможенный орган установил, что на ввезённый товар необходимо уплатить утилизационный сбор. Эти обстоятельства стали причиной обращения таможенного органа в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании суммы утилизационного сбора и пени. Сумма неуплаченного сбора и пени составила более 7 миллионов рублей.
По мнению обратившегося предпринимателя, утилизационный сбор не был уплачен, поскольку в отношении товара (квадрициклов), который был ввезён по соответствующей декларации, уплата утилизационного сбора не предусмотрена действующим законодательством РФ. Указанный товар не является мотовездеходом или снегоболотоходом, ни по своему назначению, ни по физическим и техническим характеристикам, соответственно оснований для уплаты предпринимателем утилизационного сбора не имелось. Техника, которую ввезло Общество (квадроциклы), не является самоходной машиной в соответствии с определением, данным в Федеральном законе от 02.07.2021 № 297-ФЗ «О самоходных машинах и других видах техники».
Ввиду изложенных в обращении фактов, руководство Общества обратилось в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области.
На основании проведенного правового анализа, Уполномоченным в целях оказания содействия и помощи предпринимателю для представления в рамках рассмотрения дела в Арбитражный суд Калининградской области было направлено экспертное заключение с правовым анализом действий таможенных органов, которое судом было приобщено к материалам дела. Также, Уполномоченный, защищая интересы заявителя, участвовал в арбитражных процессах в качестве третьего лица.
Отметим, что данное дело было рассмотрено в трех судебных инстанциях, которые встали на сторону предпринимателя, а именно в декабре 2024 году решением Арбитражного суда Калининградской области в заявленных требованиях Центральной акцизной таможне было отказано в полном объеме. В начале 2025 года Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда данное решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба таможенного органа – без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами нижестоящих инстанций, Центральная акцизная таможня подала кассационную жалобу и по итогам ее рассмотрения, 20 мая 2025 года Арбитражный суд Северо-Западного округа вынес постановление, согласно которому решение Арбитражного суда Калининградской области и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда оставил без изменения, а кассационную жалобу таможенного органа без удовлетворения.
Права и законные интересы предпринимателя были полностью восстановлены.